5.26.2011

Приграничный роуминг - зло под контролем

Приграничный роуминг - что это такое и как с ним бороться.
В отличии от обычного роуминга, скандальные истории с которым происходят довольно часто, проблема приграничного роуминга не очень популярна в Интернет. Тем не менее, проблема существует достаточно долго и затрагивает куда большее количество пользователей.
Так что же это за проблема?
Существует несколько видов приграничного роуминга:

  • Случайный/неумышленный роуминг
  • Удержание путешественников, которые возвращаются домой
  • Национальный роуминг

Рассмотрим их по-порядку.
Случайный/неумышленный роуминг
Это наиболее распространенный вид приграничного роуминга. При нахождении вблизи государственной границы, возможна ситуация отсутствия покрытия Вашего домашнего оператора, но зато присутствие покрытия оператора из соседней страны. Здесь я бы хотел особенно подчеркнуть факт отстутствия покрытия домашнего оператора, поскольку любой телефон (если он работает согласно стандартов) обязан отдавать предпочтение своей домашней сети при поиске. Поскольку большая часть телефонов по-умолчанию настроены на автоматический поиск сети, то Вы даже не заметите как зарегистрируетесь в чужой сети. При этом, в течении длительного времени (обычно 30 минут) телефон даже не будет пытаться "вернуться" в домашнюю сеть (если, конечно, покрытие зарубежного оператора не пропадёт).
Всё это время за услуги придется платить по роуминговым тарифам, которые существенно превышают домашние.

Удержание путешественников, которые возвращаются домой
Если путешественники возвращаются из соседней страны автомобильным или железнодорожным транспортом, то какое-то время они могут быть "удержаны" зарубежной сетью, в которой они были зарегистрированы во время поездки.
Поскольку проблема затрагивает не только жителей приграничных областей (которые более информированы о проблеме приграничного роуминга), то количество жалоб от абонентов может быть большим.

Национальный роуминг
Региональные (реже национальные) операторы используют национальный роуминг для обеспечения связью своих абонентов за пределами покрытия собственной сети. Иногда такой "роуминг" даже бесплатен для абонентов, хотя домашний оператор будет вынужден оплатить расходы. Особенно грустно оплачивать подобные расходы, если абонент находился в зоне покрытия домашней сети, но его телефон выбрал сеть роуминг партнёра.

С самой проблемой разобрались, а теперь про методы её "лечения". 
Как ни странно, но это проблема не только для абонентов, но и для операторов. Заработанные таким "нехитрым" способом деньги, оборачиваются большими нематериальными потерями - ухудшается имидж оператора, снижается лояльность абонентов и т.д.
Поэтому сами операторы предпринимают ряд таких мероприятий для уменьшения влияния приграничного роуминга:

  • обучение абонентов
  • СМС-нотификация при регистрации в чужой сети (Welcome SMS)
  • изменение настроек таймеров в телефонах
  • использование роуминг-платформ (SS7 steering)
  • профилирование абонентов
  • биллинг-решения


А теперь подробнее о каждом.
Обучение абонентов
Наверное, самый простой способ решения состоит в информировании своих абонентов о существовании подобной проблемы и методах её решения. Из того, что мне лично встречалось - оператор настойчиво рекомендовал переводить телефон в режим ручного поиска сети.
Об эффективности подобного обучения я рассуждать не буду. Скажу только, что единожды заплатив за приграничный роуминг, абонент усвоит теорию намного быстрее.

Welcome SMS
Более продвинутый и эффективный (на первый взгляд) метод борьбы. Казалось бы, достаточно предупредить абонента о регистрации в роуминг-сети и он не будет жаловаться когда получит шокирующий счёт за использование услуг.
Однако не всё так просто. Во-первых, дополнительные СМС сообщения от оператора не всегда  восторженно воспринимаются абонентами - для многих абонентов это очередной спам. Т.е. часто такие сообщения отправлять не получится. В итоге, в определённый момент абонент окажется не проинформирован о регистрации в "чужой" сети.
Во-вторых, быстрая доставка смс может быть невозможна из-за проблем покрытия у роуминг-партнёра.

Изменение настроек таймеров в телефонах
Основная проблема приграничного роуминга состояит не в том, что абонент зарегистрировался в сети другого оператора - как я уже говорил, это случается из-за проблем с покрытием домашней сети, а значит силами своей сети обеспечить связь для абонента просто невозможно. Проблема состоит в том, чтобы вернуть абонента обратно в свою сеть. По-умолчанию, это может произойти в двух случаях:
- исчезло покрытие зарубежной сети, в которой зарегистрировался абонент. Телефон абонента вынужден осуществить поиск, который может обнаружить домашнюю сеть. В этом случае телефон сразу же её и выберет;
- телефон абонента провёл периодическую процедуру сканирования и обнаружил домашнюю сеть.
Первый случай не очень интересен, потому что повлиять на ситуацию нет возможности. А вот во втором случае есть возможность влияния. По-умолчанию, период составляет 30 минут (чем он больше, тем лучше с т.зр. экономии ресурсов батареи), но у оператора есть возможность уменьшить этот период (и тем самым сократить время жизни батареи).

Использование роуминг-платформ (SS7 steering)
В "обычном" международном роуминге довольно распространена практика заключения договоров с несколькими операторами из одной страны. С одной стороны это даёт возможность обеспечить абонента связью на большей территории (провалы в покрытии одного оператора могут быть компенсированы покрытием другого оператора), а с другой - позволяет поторговаться за межоператорские тарифы. При этом хорошую скидку можно получить только если брать "оптом" - обеспечить большое количество роуминг-трафика в определённой сети.
При этом сами абоненты обычно ничего не знают о межоператорских расценках - для них установлена единая цена за услуги в любой сети из определённой страны. Задача домашнего оператора - "заставить" абонентов регистрироваться в сети с более низкими тарифами, может быть выполнена с помощью роуминг платформ - систем управления международным сигнальным трафиком.
В задачу подобных систем входит анализ данных, извлечённых из сообщения MAP update location. По номеру VLR есть возможность определить сеть, а затем исходя из настроек системы - разрешить или отказать в регистрации абонента в этой сети. В случае отказа, телефон выберет следующую доступную сеть и попытается зарегистрироваться в ней. Таким образом, у оператора появляется возможность "зарегистрировать" абонентов в определенной сети роуминг-партнёра.
Подобные системы могут быть дополнены модулем для специальной обработки сообщений update location от приграничных VLR в соседних странах. Идея состоит в том, чтобы отказать в попытке регистрации, выиграть немного времени (порядка 90 сек) и тем самым увеличить вероятность возвращения в домашнюю сеть.
Хотел бы отметить, что современные системы противодействия приграничному роумингу достаточно интеллектуальные и могут определять местоположение абонента (с точностью до соты), удалять и восстанавливать регистрацию абонента в сети роуминг-партнёра, отслеживать факт возвращения абонента в домашнюю сеть и ещё кучу плюшек. Если у Вас возник интерес к подобным решениям - обратите внимание на Border Roaming Gateway от Roamware .
Главный недостаток такого решения очевиден - абонент лишается связи в течении всего процесса принудительной регистрации.

Профилирование абонентов
Врага нужно знать в лицо, а абонента - в профиль. Собирая и анализируя данные по активности абонента, его местоположению, количеству жалоб и т.п. можно отнести его к одному из предустановленных профилей. Этот профиль затем может быть определен на системе рассылки смс (Welcome SMS ), системе изменения таймеров, роуминг-платформе.
Например, бизнес-клиенты не так чувствительны к расходам, но зато не любят лишние смс и очень не любят ситуаций недоступности услуг. Поэтому для них можно создать профиль с минимальным влиянием на процесс регистрации в зарубежной сети.

Биллинг-решения
Вместо решения проблемы, операторы могут договориться друг с другом об отсутствии дополнительной оплаты за услуги, предоставленные в приграничном роуминге. Это более вероятно, если оба оператора входят в состав одной большой компании.

Вместо заключения
Данная статья является вольным переводом этой статьи. Компания Evolved intelligence предлагает своё уникальное решение проблемы приграничного роуминга. Решение базируется на использовании ресурсов сети и самого телефона (SIM based application). Насколько эффективна такая связка - покажет время. Я же могу только сказать, что решения на базе роуминг-платформ, которые я разворачивал, довольно эффективны и уже установлены у многих операторов.